Я родился сразу после войны, в сорок шестом. Мать добиралась к родственникам в деревню и родила меня прямо на дороге. Отца никогда не видел. Он вернулся с войны израненный и умер за пол года до моего рождения. Но всё детство я постоянно думал о нём, старался его представить. В пятьдесят втором мне исполнилось шесть лет. Память перепутала что я видел, и что видел потом. Но поезд, в котором мы ехали с мамой, я запомнил навсегда...
(с) Вор. 1997 год.
(с) Вор. 1997 год.
Лучше всего в памяти сохранился фильм Вор. Почти без искажений. Сохранилось и общее ощущение от картины и образы героев, без сильных пробелов. Я запомнила, что действие фильма развивается в конце 40-ых начале 50-х, общие черты главных героев фильма. Что был маленький мальчик, была его мама, был отчим. Что отчим не был хорошим человеком, но вроде и не совсем плохим, не то ветеран, не то лжец и аферист, не то старый, то не молодой. Но при этом ясно как день запомнила татуировку в виде профиля Сталина на груди у мужчины. Запомнила, что был у мальчика и отец , кажется погибший на фронте. Сюжет из памяти истёрся. Я забыла их переезды, что мать и отчим быстро сошлись, подробности краж и задержания, смерть матери. Остались только несколько сцен. А искала я ради одной. Финальной, где отчим, уже сидит, а мальчик и мать пришли последний раз на него взглянуть при переправке заключённых. На долгие годы мне впечаталась в память сцена, где мальчик бежал за машиной с криками. Где закадровый голос сообщает, что после того дня больше не снился мальчику настоящий отец, ибо назвав вора отцом, он предал настоящего отца.
Я сама была ребёнком, когда смотрела этот фильм. Почему то мне тогда показалось, что этот фильм о ребёнке. Да, и сейчас так кажется, что эта история рассказана и показана глазами ребёнка. Сейчас я могу сказать, что фильм поражает реалистичностью происходящего. Таких Саньков, Кать и Толянов полно в реальной жизни, больше, чем в кино. Сколько женщин по России ждет из мест не столь отдалённых сына, мужа, а кто то и возлюбленного? Сколько детей растёт по детдомам? Сколько жизней пошли по кривой дорожке? А ещё я в детстве смотрела и думала, сколько же мелких деталей, реальных деталей. Вот ковёр, такой я видела на старой фотографии, сервант как у дедушкиного брата, кровать как у пробабушки, бритва как у деда и куча мелочей которые я видела в после военных фильмах. А вот они переехали в коммуналку в подвальном этаже, дедушка о таких рассказывал. А вот играет старая песня, Толян говорит какие то фразы, которые и я слышала от живых людей и в кино. И десятки таких «а вот». Из таких вот мелочей и складывается то восприятие атмосферы и быта прошедших лет . Я не жалею, что потратила время на то, что бы найти и пересмотреть этот фильм.
Если ты сделаешь аборт, ты всё равно будешь матерью. Только матерью мёртвого ребёнка.
Если бы эти стены могли говорить. 1996 год.
Если бы эти стены могли говорить. 1996 год.
Я не знала даже как искать этот фильм. В отличие от Вора он плохо сохранился в моей памяти. Я не помнила сюжет, едва помнила героев, не помнила чьего он производства и примерно каких годов. Помнила, что в фильме рассказываются не то три, не то четыре истории, объединённые не то одним местом действия, не то темой, не то ещё чем то. Грубо говоря я помнила только одну из четырёх историй. Героиня была там медсестрой, кажется незамужней и жила, не то в 50-х, но возможно и 60-х, и 30-х. Я помню, что она пыталась скрывать свою незапланированную беременность, застёгивая юбку на булавку. Героиня живет одна, боится быть осужденной общественностью за случайную связь. Там будет много в моментов сомнения, поиск путей исполнения решения. Всё это в памяти не отложилось. Не запомнился сам аборт, почему то я не то что не запомнила его, моя память всё исказила и я помнила, что у себя дома она попыталась вызвать выкидыш спицей, но всё пошло неудачно, у неё началось маточное кровотечение. Женщина стала вызывать скорую, но сил назвать адрес не хватило. В памяти застрял на долгое годы этот подразмытый образ человека задушенного обстоятельствами и умирающего от кровотечения на собственной кухне.
Я пересмотрела этот фильм. И поняла, что каждая история в нём хороша, каждая показанная ситуация драматична, сложна и многогранна. Это отрывки из жизней трех женщин, на которых давит слишком много факторов, в решение оставить или нет неожиданного ребенка. Может что то преувеличено, может показаться, что слишком красивыми картинками рисуется право на законный аборт, а отсутствие его изображается исключительно трагедией и болью, протест против него — грубым идиотизмом. Но разве это не так? Разве наличие законных абортариев и просветительства не снижает количество криминальных абортов? Разве аборт проведённой в клинике не повышает шансы на выживание и дальнейшее благополучное выздоровление? Разве брошенные в помойные баки и задушенные вскоре после рождения младенцы лучше? Или не любимые и никому ненужные дети? Неужели профлайнеры не понимаю мало родить ребёнка его надо вырасти? А на это банально может не быть средств, денег, здоровья. Почему они тогда не спешат забрать тех детей, что томятся по детдомам если так радеют за детей?